«МОЯ ПРОФЕССИЯ – МОЕ ПРИЗВАНИЕ, ИЛИ ИСТОРИЯ О СБЫВШЕЙСЯ МЕЧТЕ»

пн, 19/03/2018

«МОЯ ПРОФЕССИЯ – МОЕ ПРИЗВАНИЕ,
ИЛИ ИСТОРИЯ О СБЫВШЕЙСЯ МЕЧТЕ»

 

    В настоящее время  я занимаю должность проректора по воспитательной работе МГУП, по образованию я инженер-технолог общественного питания, по призванию…? Педагог,  руководитель, ученый, кулинар??? 

    Интересные вопросы …! Попробую ответить.

    Еще в школе  я задалась вопросом, чем хочу заниматься в жизни? Честно говоря, у меня не было большой проблемы с выбором профессии. С самых ранних лет я интересовалась кулинарией, любимой игрушкой был повар Саша, кстати, младшего брата именно я назвала этим именем. Любила готовить и, по словам  мамы, уже с моих 12–13 лет у нее исчез вопрос «Что приготовить?», обязанность по приготовлению ужина в семье я взяла на себя. В будущем мечтала стать   директором самого лучшего ресторана. Для получения профессии  мы с родителями выбрали Могилевский технологический институт (именно так тогда назывался  МГУП).  Родители  отговаривать не стали, но отметили, что   из меня бы получился хороший  учитель.  Каждое лето, в деревне у бабушки, играя с двоюродными братьями и сестрами, соседскими детьми в школу,  непременно была «учителем»,  то ли потому, что я была немного старше их, то ли уже тогда у меня был дар убеждения, но с этим никто не спорил, хотя учителем хотели быть все.

    В качестве лирического отступления  хочу отметить, что мой младший сын в свои 8 лет  увлечен кулинарией и очень надеюсь, что это не просто увлечение… 

    Поступила в университет, сдав все вступительные экзамены на «отлично», учеба давалась легко, особенно нравились лабораторные работы по дисциплине «Введение в специальность», ведь на занятиях мы готовили различные блюда, но на экзамене у профессора З.В. Василенко я получила  «двойку», которая  оказалась для меня полной неожиданностью. После оценок «отлично», полученных по высшей математике и химии,  думала все самое сложное  позади. Через три дня я пересдала «двойку» на «отлично» и до сих пор благодарна Зое Васильевне за ту единственную за все студенчество «двойку».  Она меня многому научила и, как ни странно, помогла  понять, что «Технология приготовления пищи» – это НАУКА  никак не проще высшей математики и химии, а даже сложнее и важнее.  Именно Зоя Васильевна, д.т.н, профессор, заслуженный ученый Республики Беларусь впоследствии   открыла  для  меня «ДОРОГУ В НАУКУ», под ее руководством я подготовила и успешно защитила диссертацию,  благодаря ей сформировались многие важные черты моего характера.

    Не могу не вспомнить еще одну замечательную женщину-педагога Пискун Татьяну Ивановну, именно она, будучи тогда деканом факультета, предложила мне  связать свою профессиональную деятельность с наукой,  педагогикой.  Признаюсь, согласилась не сразу. Я видела себя директором ресторана, а мне, отличнице, старосте группы предлагают остаться в университете  лаборантом… Сегодня я благодарна Татьяне Ивановне за то, что она нашла нужные слова и аргументы и уже  теперь могу сказать с полной уверенностью, – я приняла  правильное решение.

    Пройдя путь от лаборанта до проректора университета, надеюсь, успешно, совмещаю административную работу с научно-педагогической деятельностью,   по результатам которой  опубликовано  более  50 работ, получен  патент на изобретения РБ, подготовила 14 учебно-методических разработок, из них 4 учебника,   3   из   которых   с  грифом Министерства образования Республики Беларусь.  Активно принимаю участие в работе научных конференций, в том числе и зарубежных.

    Студенческие научно-исследовательские  работы, выполненные при моем руководстве,    неоднократно    занимали    призовые    места   на   республиканских и Международных конкурсах научных студенческих работ. Считаю, что  наука должна служить стране, поэтому с особым энтузиазмом  работаю по заказу реального сектора экономики, выполняю      научные хоздоговорные работы (ХД). В 2017 г. была руководителем  ХД работы с  Гостинично-сервисным КУП «Бизнес-центр «Столица» по теме «Разработка руководства по обеспечению безопасности  кулинарной продукции на основе принципов НАССР для ресторанов «Виктория», «Виктория-Платинум», «Виктория  на Замковой», «Виктория-Олимп» (г. Минск).

    Семь лет являюсь ученым секретарем Совета Д. 02.17.01 по защите диссертаций. При моем непосредственном участии получили путевку в научную жизнь и защитили диссертации  30 молодых ученых, которые в настоящее время руководят кафедрами, лабораториями, научными школами.

    Еще одно направление в моей профессиональной деятельности, которое дает определенные результаты, приносит удовлетворение, – это конкурсы профессионального мастерства. Считаю, что конкурсы  профессионального мастерства – это усиление  мотивации к получению выбранной профессии,  систематизация  знаний   и   накопленного опыта,  диагностика профессионального роста, нравственных ориентиров, возможность проявить себя и  определить   траекторию профессионального роста.

    Немаловажный  факт: подготовка к конкурсу для преподавателя, – важный стимул  к профессиональ-ному развитию и совершенствованию!

    Несомненно,  победа ученика – это  и моя победа, а еще и  подтверждение высокого качества  профессиональной подготовки:

2014 г. – победа в республиканском   конкурсе «Хочу стать шеф-поваром!», состоявшемся  в рамках  международного специализированного выставочного форума «HoReCa. RetailTech 2014»;

2015 г. –  Гран-при  всероссийского  конкурса  с международным участием «Лучший технолог общественного питания»,   2-е место  и серебряная  медаль по  компетенции «Поварское дело» на Первом открытом чемпионате профессионального мастерства WorldSkills среди государств-участников СНГ;

2016 г. – 1-е место  и золотая медаль по  компетенции   «Кулинарное искусство» второго национального  чемпионата WorldSkills Belarus.

    Ежегодно, на протяжении многих лет,  в университете проводится  кулинарный конкурс профессионального мастерства среди студентов специальности  «Производство  продукции и организация  общественного питания». За последние годы появились конкурсы  практически по всем специальностям: «Без пяти минут технолог», «Наше дело хлебное», «Я дружу с финансами». Что отрадно, удается вовлекать в конкурсную деятельность все больше неравнодушных  педагогов, и если на первом национальном чемпионате  WorldSkills Belarus в 2014 г. университет был представлен только в одной компетенции, то на третьем, который пройдет в мае 2018 г., – уже четыре компетенции!!!

    Являюсь главным экспертом  WorldSkills Belarus по компетенции «Кулинарное искусство», успешно прошла международную сертификацию.

    За 20 лет работы в университете у меня сложилось  профессиональное кредо, сформировались ценности, ориентиры и принципы.

    Первый мой принцип – «Образование через всю жизнь». Учиться всегда и  везде,  постоянно повышать  свой профессиональный уровень.  Являюсь  организатором  семинаров, международных программ мобильности, в которых принимают участие не только педагоги, но и  представители сферы общественного питания. За последние несколько лет организовано посещение и изучение опыта работы ведущих профильных учебных заведений Европы:

2013 г. – высшие  кулинарные школы Франции Le Cordon Bleu и  FERRANDI, Университет  пищевых технологий (г. Пловдив, Болгария);

2015г. – академия кулинарного искусства Accademia Del Gusto  (Италия);

2016 г.  – Высшая  школа отельного бизнеса в Праге (Чехия), кулинарная  школа  Helsinki Culinary School Perho (Хельсинки, Финляндия).

    Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Считаю, что только педагог,  обладающий современными инновационными знаниями, может   увлечь и  заинтересовать. Опыт коллег, мастер-классы, тренинги и педагогические советы – это кирпичики фундамента моего успеха.

    Второй принцип – «Преподаватель –  модератор эвристической деятельности студентов, ориентированной на выявление и реализацию потенциала каждого студента». Современная социально-экономическая ситуация такова, что требует от будущего специалиста  инициативности, креативности, способности быстро ориентироваться в постоянно меняющихся экономических условиях, психологической готовности самореализоваться в условиях жесткой конкуренции. Поэтому мы, педагоги, должны не только заложить фундамент знаний и навыков, а должны                 заинтересовать и вовлечь в процесс обучения, развить познавательные способности, усилить мотивацию к получению выбранной профессии; выявить, раскрыть потенциал, создать условия для творческого развития и реализации. Главная задача – помочь студенту найти себя, сделать первый и самый важный шаг – открыть свои способности, а может быть, и талант. Умение увлечь, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, и здесь важно не навязывать  «единственно верное решение той или иной ситуации», а дать возможность найти это решение самому, находясь не «над ним», а «рядом с ним».

    Третий принцип – «Воспитание самостоятельного, социально ответственного, неравнодушного  молодого человека, патриота своей страны, способного эффективно работать на благо своей  Родины». Формирование  патриотизма имеет огромное значение в духовно-нравственном воспитании, которое является гарантом того, что молодой человек станет полноценной ответственной личностью, которая способна переживать и сочувствовать, понимать, что качество жизни в стране зависит от каждого гражданина в отдельности.

    Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей научно- педагогической работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения.

    Признаюсь честно, порой устаю, но с удовлетворением думаю: «Ведь сколько событий произошло за день! Как много сделано! Масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения  с коллегами, студентами…»

    Я очень благодарна своим родителям, которые, на своем личном примере заложили во мне ценные нравственные качества, такие  как доброта, справедливость, отзывчивость, трудолюбие, любовь ко всему окружающему.

    Размышляя о своем жизненном пути, с каждым днем все больше убеждаюсь, что моя мечта сбылась, ведь  многие из моих учеников  сейчас руководят  ресторанами, находящимися во всех уголках нашей  Беларуси  и далеко за ее пределами.  Найти свое призвание и утвердиться в нем  – вот источник счастья  педагогического труда!

 

         РЕАЛИЗОВАННЫЕ  ПРОЕКТЫ В 2017 Г., ДОСТИЖЕНИЯ:

 

24 марта 2017 г. конкурс профессионального мастерства «Кулинарный бренд Могилевщины» среди студентов МГУП  и учащихся  колледжей второй ступени образования, специализирующихся на подготовке специалистов для сферы  общественного питания  в рамках  празднования  750-летия города Могилёва со дня основания  во исполнение регионального комплекса мероприятий по реализации в Могилевской области подпрограммы  «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016  № 250.

 

27–29 апреля 2017 г. XVII Республиканская  выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения!» в рамках Года науки, присужден Диплом I степени за личный вклад в распространение положительного педагогического опыта в сфере профориентационной деятельности, Диплом III степени за методический материал в номинации «Методическое сопровождение мероприятия по формированию у студентов осознанного отношения к профессиональному выбору».

 

В течение 2016–2017 учебного года Республиканский  профилактический  проект  «Мой стиль жизни сегодня – Моё здоровье и успех завтра!», присуждены дипломы министерства образования и Министерства здравоохранения,  дипломом Могилевского облисполкома  за значимый вклад в формирование здорового образа жизни, диплом управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи.

 

16–19     мая     2017 г. работала в качестве эксперта на V Национальном  чемпионате  Российской Федерации «Молодые профессионалы» – WorldSkills Russia и чемпионате стран-членов Евразийского    пространства  (г. Краснодар).

 

28–30 июля 2017 г. Международный  праздник-конкурс  «Кірмаш смаку» (конкурс по  приготовлению ухи,  блюд на гриле (барбекю)  и рыбных блюд) в рамках VIII  Международного музыкально-спортивного праздника "Большая бард-рыбалка", являлась членом организационного комитета.

 

24 августа 2017 г. участник   Республиканского  педагогического  совета с участием Президента Беларуси А.Г. Лукашенко.

 

30 сентября 2017 г. «ДРАНИК-ФЕСТ», организатор конкурса по приготовлению драников.

 

3  октября 2017 г. участвовала в Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и управленческие механизмы в пищевой   и   перерабатывающей  промышленности»,  выступила    с докладом (г. Москва, Российская федерация).