18 ноября 2022 года в университете состоялась VI Международная научно-методическая конференция «Качество подготовки специалистов в техническом университете: проблемы, перспективы, инновационные подходы». Конференция проводилась в очно-заочном формате на базе платформы Microsoft Teams.
Работа конференции проходила по следующим направлениям:
-
Инновационные педагогические технологии в системе высшего образования.
-
Цифровая образовательная среда в системе высшего образования.
-
Компетентностный подход в образовательной системе университета технического профиля.
-
Гуманитарная образовательная среда в университете технического профиля.
-
Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков.
Участие в конференции приняли представители Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Узбекистан, Республики Казахстан. На конференцию было заявлено 138 докладов из 23 учреждений высшего образования и организаций.
Открыл работу конференции ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий» Максим Александрович Киркор, который поприветствовал участников конференции и пожелал всем плодотворной работы.
С приветственным словом к участникам конференции выступили также:
Валиев Айрат Расимович, ректор Казанского государственного аграрного университета, д.т.н, проф.;
Ватлина Лина Владиславовна, проректор по учебной работе Сибирского университета потребительской кооперации, д.т.н., проф.;
Василенко Виталий Николаевич, проректор по учебной работе Воронежского государственного университета инженерных технологий, д.т.н., проф.
Пулатов Хайрулла Лутпуллаевич, проректор по науке и инновациям Ташкентского химико-технологического института, д.х.н., проф.
Было заслушано три пленарных доклада:
1 Цифровая трансформация деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий»: текущее состояние, перспективы и проблемы - Носиков А.С., первый проректор БГУТ, к.т.н., доцент;
2 Разработка практико-ориентированных образовательных программ на основе междисциплинарной интеграции – Подолян С.В., доцент кафедры ВМ БГУТ, Волынская Е.Л., доцент кафедры АТПП БГУТ, Акиншева И.В., заведующий кафедрой программного обеспечения информационных технологий учреждения образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
3 Практика предоставления возможности обучения осужденным к лишению свободы в учреждениях высшего образования – Товстуха А.Н., заместитель начальника управления по организации исправительного процесса управления Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь по Могилевской области, подполковник внутренней службы; Урбанчик Е.Н., директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров БГУТ; Бондарева Е.В., заместитель по учебной работе директора Института повышения квалификации и переподготовки кадров БГУТ.
Работа конференции прошла в конструктивной и деловой обстановке.
Все доклады, представленные на конференцию, были актуальны, насыщены проблемным материалом и представляют интерес для повышения качества подготовки специалистов в техническом университете.
Рекомендации конференции
Обсудив практический многолетний опыт и современные тренды развития системы высшего образования, участники конференции отметили, что основные цели конференции достигнуты. Основными рекомендациями работы конференции было предложено считать следующее:
1. Признать необходимой цифровую трансформацию образовательного процесса и подготовку специалистов с цифровыми компетенциями для сохранения конкурентоспособности университетов на рынках труда и услуг.
2. Осуществлять разработку научно-методического обеспечения образования на всех его уровнях с использованием цифровых платформ, сервисов и инструментов. Платформа Moodle позволяет создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, осуществлять процесс обучения в режиме реального времени, обеспечивать коммуникации между участниками образовательного процесса, а также создает условия для развития дистанционного обучения как самостоятельной формы получения образования.
3. Активно использовать в образовательном процессе интеллектуальные обучающие системы и конструкторы курсов, контролирующие, обучающие, информационно-поисковые, информационно-справочные программные средств, тренажерные лабораторные комплексы, виртуальные лаборатории, предметно-ориентированные среды, мультимедийные ресурсы и др.
4. Применять сетевые формы взаимодействия при реализации образовательных программ, повышать академическую мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава;
5. Ориентировать образовательный процесс на опережающее развитие, учитывающее перспективное развитие и промышленную модернизацию экономики, формирование инновационных кластеров и создание высокотехнологичных производств.
6. Применять технологии опережающего образования, направленные на развитие творческих способностей студентов, повышение их стремления к непрерывному приобретению знаний, формировать у студентов способность адаптироваться в новых ситуациях, трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, науке и технике.
7. Использовать в образовательном процессе активные и интерактивные педагогические технологии, основанные на доминировании активности обучающихся, интерактивной коммуникации, командной работе, групповой и индивидуальной рефлексии, что позволяет создать среду образовательного общения, расширить содержательную составляющую учебных дисциплин, сформировать творческую индивидуальность обучающихся, повысить их заинтересованность в результатах обучения.
8. Использовать профессиональный контекст, насыщать образовательный процесс элементами профессиональной деятельности: проводить учебные занятия на базе филиалов кафедр на промышленных предприятиях; проводить мастер-классы на базе университета с участием ведущих специалистов предприятий; обучать студентов по рабочим профессиям; продолжать участие в Национальных и международных конкурсах профессионального мастерства «Worldskills».
10. Активно использовать резервы управляемой самостоятельной работы обучающихся, создавать условия для саморазвития, самореализации и самоопределения личности.
11. Продолжать разработку индивидуальных образовательных траекторий, динамично меняющихся в процессе обучения, интенсифицировать процесс обучения, обеспечивая каждому обучающемуся возможность наиболее полного раскрытия его способностей и удовлетворения его образовательных потребностей.
12. Формировать духовность, культуру у студентов, обеспечивать сочетание образования с историей, народными традициями, сохранять и обогащать национальные ценности.
13. Активно использовать в образовательном процессе технологию сотрудничества, для которой характерны доброжелательность, доступность и демократизм в отношениях, оптимизм, поощрение инициативы, личный пример, социально-психологические методы воздействия, что является основой гуманизации и демократизации отношений между преподавателем и обучающимися.
14. С целью формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций активнее внедрять в практику проведения практических занятий по иностранным языкам эффективные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, способствующие вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретение опыта самостоятельного решения речемыслительных задач.