Кодекс об образовании

пт, 04/02/2022

14 января 2022 г. принят Закон Республики Беларусь № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».

Данным Законом излагается Кодекс Республики Беларусь об образовании в новой редакции (далее – Кодекс).

Изменения направлены на совершенствование норм Кодекса с учетом практики его применения в современных условиях, а также на приведение отдельных предписаний в соответствие с законодательством Республики Беларусь.

Применительно к системе высшего образования новой редакцией Кодекса:

  1. Изменяется структура высшего образования, выделяются следующие его виды:

общее высшее образование при реализации образовательной программы бакалавриата, направленное на подготовку специалистов с присвоением квалификации и степени «Бакалавр» (срок получения образования в дневной форме 4 – 4,5 года);

углубленное высшее образование при реализации образовательной программы магистратуры, направленное на подготовку специалистов с присвоением степени «Магистр» (срок получения образования в дневной форме 1 – 2 года);

специальное высшее образование при реализации непрерывной образовательной программы высшего образования, направленное на подготовку специалистов с присвоением квалификации и степени «Магистр» (срок получения образования в дневной форме 5 – 6 лет).

2.      Предусматривается реализация по решению правительства экспериментальных и международных образовательных программ. Для этого могут создаваться новые типы и виды учреждений образования.

3.      Расширяется сфера применения целевой подготовки специалистов. С 01.03.2022 г. целевая подготовка будет направлена на удовлетворение потребностей в специалистах различного профиля организаций, расположенных как в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, так и в иных населенных пунктах.

4.      Предусматривается возможность получения образования в дистанционной форме (как самостоятельной форме получения образования), под которой понимается «обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий».

5.      Дополнены основные права обучающихся, которые смогут одновременно осваивать несколько образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных законодательством, а также учиться не только по индивидуальному учебному плану, но и по индивидуальной учебной программе.

6.      Уточняются нормы, регулирующие предоставление обучающимся академического отпуска, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет, отпуска для прохождения альтернативной службы и военной службы по контракту. В частности, по завершении отпуска, а также в течение одного года с даты увольнения со срочной военной либо альтернативной службы обучающиеся имеют право продолжить обучение в том же учреждении образования и на прежних условиях.

7.      Уточнены нормы, регулирующие распределение выпускников.

Определены категории выпускников, которые в соответствии с полученной специальностью должны быть обеспечены первым местом работы через распределение, а также тех, кому оно не предоставляется.

Уточнен перечень лиц, для которых срок обязательной работы по распределению составляет 2 года, и тех, для кого он равен 1 году.

В срок обязательной работы по распределению будут засчитываться по желанию выпускника, молодого специалиста следующие периоды (если они имели место быть уже после факта распределения): военной службы по призыву, военной службы по контракту, службы в резерве, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

8.      Вводится процедура «трудоустройство в счет брони», устанавливающая дополнительные гарантии трудоустройства выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития, которым не может быть предоставлено место работы в ходе распределения, заключающаяся в определении места работы таких выпускников и осуществляемая государственными учреждениями образования на рабочие места, определяемые нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами.

9.      Откорректирована статья  о возмещении средств, затраченных государством на подготовку специалистов. Определены случаи, когда затраты обязан возмещать организация-заказчик кадров/наниматель:

организация- заказчик кадров - в случае необоснованного отказа в приеме на работу по полученной специальности, присвоенной квалификации и (или) степени выпускнику, прибывшему на работу по распределению, перераспределению, трудоустройству в счет брони, направленному, перенаправленному на работу;

наниматель - в случае незаконного увольнения молодого специалиста, молодого рабочего (служащего).

10.    Предусмотрена возможность проведения повторных учебных занятий вне учебной группы для обучающихся, не посетивших лабораторные и практические учебные занятия без уважительных причин в соответствии с их расписанием. За проведение повторных учебных занятий вне учебной группы может взиматься плата. Порядок определения платы за проведение повторных лабораторных и практических учебных занятий устанавливается Министерством образования.

11.    За ликвидацию академической задолженности с обучающихся как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе, может взиматься плата. Порядок определения платы за ликвидацию академической задолженности устанавливается Министерством образования.

12.    Уточняется порядок отчисления обучающихся. В частности, к основаниям для отчисления отнесены случаи:

отсутствия на учебных занятиях без уважительных причин более 72 академических часов в течение семестра;

однократного грубого нарушения студентом обязанностей обучающихся, выразившегося в: отсутствии на учебных занятиях в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста; совершении действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования; призыве обучающихся к неисполнению ими своих обязанностей.

13.    Восстановление для продолжения получения образования лиц, не завершивших освоение содержания одного из видов образовательных программ и отчисленных из учреждений образования, то оно будет с того же семестра, с которого они были отчислены или на семестр, на который они не были переведены, или на более ранние семестр, по решению руководителя учреждения образования, с учетом необходимости освоения содержания образовательной программы или ликвидации академической задолженности.

14.    Уточняются нормы о правовом статусе педагогического работника:

расширяется перечень лиц, которые относятся к педагогическим работникам (за счет включения в него лиц, оказывающих коррекционно-педагогическую помощь);

перечень оснований для осуществления педагогической деятельности дополняется контрактом о прохождении военной службы (службы);

уточняется перечень должностей педагогических работников, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу, а также отдельные должности педагогических работников, замещаемые по конкурсу.

Также для поступающих на работу на должности педагогических работников вводится обязанность предъявлять выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях о наличии (отсутствии) сведений о преступлениях вне зависимости от погашения (снятия) судимости, прекращения уголовного преследования, принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Яндекс.Метрика