ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ»
21 ноября 2024 года в университете состоялась VII Международная научно-методическая конференция «Качество подготовки специалистов в техническом университете: проблемы, перспективы, инновационные подходы». Конференция проходила с мотивацией тесного взаимодействия вузов Республики Беларусь и Российской федерации в честь 25-летия подписания договора о создании Союзного государства.
Работа конференции проходила по следующим секциям:
Секция № 1 Традиционные и инновационные педагогические технологии в системе современного высшего образования (председатель Подолян Светлана Владимировна, доцент кафедры высшей математики, кандидат физико-математических наук, доцент);
Секция № 2 Цифровая образовательная среда в системе современного высшего образования (председатель Кожевников Михаил Михайлович, заведующий кафедрой автоматизации технологических процессов и производств, кандидат технических наук, доцент);
Секция № 3 Компетентностный подход в образовательной системе университета технического профиля (председатель Гуринова Татьяна Александровна, доцент кафедры технологии хлебопродуктов, кандидат технических наук, доцент)
Секция № 4 Традиции и новации в преподавании социально-гуманитарных дисциплин, патриотическое и духовно-нравственное воспитание (председатель Пушкин Игорь Александрович, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук, доцент).
Участие в конференции приняли представители Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Боснии и Герцеговины. Было заявлено 108 докладов, в том числе 21 доклад от зарубежных авторов.
Открыл работу конференции ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий» Максим Александрович Киркор.
Пленарное заседание и работа 1, 2 и 4 секций конференции проходили в дистанционном режиме.
На пленарном заседании с приветственным обращением к участникам конференции выступили:
Киркор Максим Александрович, ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий, к.т.н., доцент;
Бакайтис Валентина Ивановна – ректор автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации», доктор технических наук, профессор;
Радченко Сергей Юрьевич – и.о.проректора по научно-технологической деятельности и аттестации научных кадров Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева», доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.
Выступающие поздравили организаторов и участников с открытием конференции, а также с юбилейной датой – 25-летием со дня подписания Договора о создании Союзного государства России и Беларуси, открывшего путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов.
Было заслушено шесть пленарных докладов:
Онлайн-курсы в LMS-системе как способ построения индивидуальной траектории обучения |
Симоненкова Анна Павловна – заведующий кафедрой технологии продуктов питания и организации ресторанного дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева», кандидат технических наук, доцент (Российская Федерация, Орел) |
Изучение российской истории в контексте интересов и мнений студентов |
Горин Сергей Григорьевич – заведующий кафедрой теории и истории государства и права автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации», кандидат исторических наук, доцент (Российская Федерация, Новосибирск) |
Инструменты искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам |
Добровольская Елена Валерьевна – главный методист учебно-методического управления, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации», кандидат филологических наук, доцент (Российская Федерация, Новосибирск) |
Управление мотивацией студентов: самооценка |
Масанский Сергей Леонидович – профессор кафедры товароведения и организации торговли учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий», кандидат технических наук, доцент (Республика Беларусь, Могилев) |
Информационные технологии и дистанционное обучение |
Шендрикова Ольга Александровна – старший преподаватель кафедры высшей математики учреждения образования «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий» (Республика Беларусь, Могилев) |
Учебные и производственные практики в системе формирования профессиональных компетенций студентов специальности «Природоохранная деятельность» |
Баитова Светлана Николаевна – заведующий кафедрой техносферной безопасности и общей физики «Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий», кандидат технических наук, доцент (Республика Беларусь, Могилев) |
В ходе работы секций конференции было заслушано 47 докладов
Заседание 1 секции
Заседание 3 секции
Заседание 4 секции
Работа конференции прошла в конструктивной и деловой обстановке.
Все доклады, представленные на конференцию, были актуальны, насыщены проблемным материалом и представляют интерес для повышения качества подготовки специалистов в техническом университете.
Рекомендации конференции
Обсудив практический многолетний опыт и современные тренды развития системы высшего образования, участники конференции отметили следующее:
1. В современных условиях особую актуальность приобретает расширение сетевого взаимодействия между учреждениями образования Республики Беларусь и Российской Федерации, создание межвузовской платформы для реализации основных направлений белорусско-российского интеграционного сотрудничества по приоритетным направлениям развития науки и техники, формирование единого научно-образовательного пространства, подготовка высококвалифицированных кадров, реализация совместных образовательных, научных проектов и молодёжной политики Союзного государства.
2. Реализация в Республике Беларусь программ совместной подготовки с отечественными университетами представляется актуальной с точки зрения качественной подготовки кадров для регионов страны, их закрепляемости на предприятиях и в организациях, сохранении кадров в профессии.
3. В условиях обостряющейся конкуренции на рынке образовательных услуг повышение качества образования является актуальной, социально и экономически значимой проблемой.
4. Глобальными тенденциями современного этапа развития высшего образования являются цифровая трансформация, усиление практической направленности, обеспечение гибкости, вариативности, интенсификации и персонализации образовательного процесса.
5. Целью реформирования системы высшего образования является формирование специалиста нового типа, способного максимально реализовать свой интеллектуальный потенциал и обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности.
6. Смешанное обучение открывает новые горизонты для образовательного процесса, позволяя объединить лучшее из традиционного и цифрового форматов, улучшить качество образования, сделать его более доступным, гибким и вариативным, что особенно важно в условиях инновационного развития экономики, быстро меняющихся потребностей рынка труда.
7. Системное использование в образовательном процессе активных и интерактивных педагогических технологий позволяет создать среду образовательного общения, расширить содержательную составляющую учебных дисциплин, сформировать творческую индивидуальность обучающихся, повысить их заинтересованность в результатах обучения и стремление к непрерывному приобретению знаний.
8. Проектное обучение – это эффективный инструмент повышения качества подготовки специалистов, который способствует развитию у обучающихся навыков критического мышления, умения принимать нестандартные решения и прогнозировать их возможные последствия, сотрудничать в группе, адаптироваться в новых ситуациях, трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, науке и технике.
9. Выполнение комплексных дипломных проектов обучающимися разных специальностей позволит разработать системный проект, в котором освещены все основные вопросы проектирования: технологические и конструкторские решения; организация производства, оборудования; маркетинг, экологическая экспертиза и оценка финансовых результатов выполненных работ. Результаты комплексного дипломного проектирования могут быть успешно внедрены в реальное производство.
10. Внедрение профессионально-ориентированных образовательных технологий, проведение учебных занятий на базе филиалов кафедр на промышленных предприятиях, проведение мастер-классов на базе университета с участием ведущих специалистов предприятий, обучение студентов по рабочим профессиям, участие в конкурсах профессионального мастерства позволит максимально приблизить содержание и процесс образовательной деятельности обучающихся к их будущей профессиональной деятельности.
11. Персонализация образовательного процесса, разработка индивидуальных образовательных траекторий, динамично меняющихся в процессе обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения и обеспечивает каждому обучающемуся возможность реализации собственного потенциала, наиболее полное раскрытие способностей и удовлетворение образовательных потребностей.
12. Цифровые обучающие платформы (LMS Moodle и др.) предоставляют широкий спектр сервисов и инструментов, позволяют создавать огромное количество образовательных элементов и ресурсов, осуществлять процесс обучения в режиме реального времени, обеспечивать коммуникации между участниками образовательного процесса.
13. Современные электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации и предоставляют педагогам дополнительные дидактические возможности. Целесообразно продолжить практику разработки методик преподавания учебных дисциплин с учетом специфики цифровой образовательной среды в системе современного высшего образования.
14. Инновационное взаимодействие образовательных, научных и производственных структур позволяет ориентировать образовательный процесс на опережающее развитие, учитывающее перспективное развитие и промышленную модернизацию экономики, формирование инновационных высокотехнологичных производств.
15. Единство образовательной и научной деятельности, внедрение результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности в образовательный процесс является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки обучающихся.
16. Управляемая самостоятельная работа студентов – необходимый компонент образовательного процесса, позволяющий формировать компетентного специалиста, способного к аналитическому мышлению, саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. С целью интенсификации и активизации учебно-познавательной деятельности студентов, эффективной организации и планирования самостоятельной работы необходимо шире использовать интернет-ресурсы и интернет-технологии в образовательном процессе.
17. Гуманитарно-культурологическая составляющая высшего инженерного образования выступает в роли духовной доминанты, вектора профессионализма, обеспечивает максимальную творческую самореализацию личности, позволяет выработать активную гражданскую патриотическую позицию.
18. Предъявление повышенных требований к иноязычной профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием в современном обществе обуславливает необходимость интенсификации языковой подготовки обучающихся в техническом университете, активного внедрения в практику проведения практических занятий по иностранным языкам педагогических и информационно-коммуникационных технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения речемыслительных задач.
19. Здоровье молодежи – это инвестиции в будущее общества. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Внедрение информационных технологий, индивидуализированных программ и мультимодальных подходов способствует созданию более эффективной системы физического воспитания, предоставляет каждому студенту возможность развивать свои физические качества в условиях, соответствующих современным требованиям.