ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ,
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ»
19-20 ноября 2020 года в университете состоялась V Международная научно-методическая конференция «Качество подготовки специалистов в техническом университете: проблемы, перспективы, инновационные подходы»
Работа конференции проходила по следующим секциям:
- Современные образовательные технологии и методики преподавания в техническом университете.
- Использование современных информационных технологий в образовательном процессе.
- Повышение качества и эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов.
- Проблемы и перспективы гуманитарной подготовки студентов в техническом университете.
- Физическая культура и ее роль в жизни студенческой молодежи.
- Современные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков.
Участие в конференции приняли представители Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Республики Узбекистан.
На конференцию было заявлено 170 докладов, в том числе 26 докладов от зарубежных авторов (пленарные – 5, в первую секцию – 37, во вторую – 41, в третью – 35, в четвертую – 10, в пятую – 24, в шестую – 18).
Пленарное заседание и работа секций конференции проходили в дистанционном режиме на платформе Zoom.
На пленарном заседании с приветственным обращением к участникам конференции выступили:
Киркор М.А., ректор Могилевского государственного университета продовольствия, к.т.н., доцент;
Приветственное слово ректора МГУП (Могилев) М.А. Киркора
Чеботарев С.Н., врио ректора Московского государственного университета технологий и управления (ПКУ), д.ф.-м.-н.;
Приветственное слово врио ректора МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (Москва) С.Н. Чеботарёв
Бакайтис В.И., ректор Сибирского университета потребительской кооперации, д.т.н., профессор.
Приветственное слово ректора СибУПК (Новосибирск) В.И. Бакайтис
Было заслушано четыре пленарных доклада:
«Качество и эффективность образовательных программ высшего образования как приоритет развития учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия» – Носиков А.С., первый проректор, к.т.н., доцент;
Пленарный доклад первого проректора МГУП А.С. Носикова
«Конкурсы профессионального мастерства по правилам WorldSkills – эффективный механизм повышения квалификации педагога и формирования профессиональной компетентности специалиста» – Мацикова О.В., проректор по воспитательной работе, к.т.н., доцент,
Пленарный доклад проректора по воспитательной работе МГУП О.В. Мациковой
«Практическая составляющая изучения специальных дисциплин в профессиональной адаптации студента в современных условиях развития индустрии питания и предприятий мясоперерабатывающей отрасли» – Болашенко Т.Н., доцент кафедры технологии продукции общественного питания и мясопродуктов, к.т.н., доцент,
Пленарный доклад доцента кафедры ТПОП МГУП Т.Н. Болашенко
Опыт использования бинарной дистанционной системы при организации образовательного процесса» – Гребенцов Ю.М., зам.декана инженерно-технологического факультета.
Пленарный доклад заместителя декана ИТФ МГУП Ю.М. Гребенцова
В ходе работы секций конференции было заслушано 80 докладов (1 – 20; 2 – 16; 3 – 14; 4 – 6; 5 – 7; 6 – 17).
К началу работы конференции был выпущен сборник материалов конференции.
Работа конференции прошла в конструктивной и деловой обстановке.
Все доклады, представленные на конференцию, были актуальны, насыщены проблемным материалом и представляют интерес для повышения качества подготовки специалистов в техническом университете.
Рекомендации конференции
Обсудив практический многолетний опыт и современные тренды развития системы высшего образования, участники конференции отметили следующее:
- На современном этапе развития высшего образования одной из основных задач является обеспечение гибкости и вариативности содержания образовательных программ в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда, инновационным развитием экономики. Целью реформирования системы высшего образования является формирование специалиста нового типа, способного максимально реализовать свой интеллектуальный потенциал и обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности.
- Перспективным направлением развития системы образования Республики Беларусь является проектирование и реализация совместных и сетевых образовательных программ, повышение академической мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава.
- Цифровая трансформация образования как процесс социально-педагогического преобразования на основе эффективно-действующих информационно-коммуникационных технологий – одна из важнейших стратегий перспективного развития как заочной, так и очной формы получения высшего образования.
- Инновационное взаимодействие образовательных, научных и производственных структур имеет широкое разнообразие форм, направлений и путей реализации совместного сотрудничества и партнерства, что позволяет ориентировать образовательный процесс на опережающее развитие, учитывающее перспективное развитие и промышленную модернизацию экономики, формирование инновационных кластеров и создание высокотехнологичных производств.
- Конкурсы профессионального мастерства являются показателем нового уровня в подготовке специалистов с высшим образованием, позволяют обучающимся приобрести уникальный профессиональный опыт, способствуют более полному раскрытию творческого потенциала одаренной молодежи, формированию профессиональной идентичности, самостоятельности и инициативности.
- Управляемая самостоятельная работа студентов – необходимый компонент образовательного процесса в современных условиях, позволяющий формировать компетентного специалиста, способного к аналитическому мышлению, саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
- Использование в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения позволяет создать среду образовательного общения, расширить содержательную составляющую учебных дисциплин, сформировать творческую индивидуальность и профессиональную компетентность обучающихся, повысить их заинтересованность в результатах обучения.
- Персонализация образовательного процесса, разработка индивидуальных образовательных траекторий, динамично меняющихся в процессе обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения и обеспечивает каждому обучающемуся возможность реализации собственного потенциала.
- Одним из требований современного общества является гуманитаризация всей системы высшего образования. Гуманитарно-культурологическая составляющая высшего технического образования выступает в роли духовной доминанты, вектора профессионализма, воспитывает человеческое в человеке, обеспечивает максимальную творческую самореализацию личности и ориентацию на высокий статус гражданина в обществе.
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Образовательный процесс должен обеспечивать формирование у обучающихся жизненного приоритета здоровья, мотивации к здоровому образу жизни, обучение методам, средствам и способам достижения здоровья.
- Изменение коммуникативных потребностей современного общества, предъявление повышенных требований к иноязычной профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием обуславливает необходимость интенсификации языковой подготовки обучающихся в техническом университете.
Сборник материалов конференции 2020
Учебно-методический отдел МГУП